Warning: A non-numeric value encountered in /home/host1818031/favorcrimea.ru/htdocs/www/wp-content/themes/Divi/functions.php on line 5770
+7 (978) 708-11-97 звонить после 18.00 по Московскому времени.

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь!

Спасибо вам, братья и сестры, за ваши святые молитвы!

Сегодня святая Православная церковь празднует память преподобного Варлаама Хутынского, угодника Божия, который в своей жизни совершил множество чудотворений, точнее, Господь совершил множество чудотворений через него, через его молитвы, ходатайства, через его богоугодную
жизнь. В его житии мы знаем, что он с детства уже стремился к Богу, служению святой Матери — Православной церкви и трудам по спасению своей души. Он стремился к посту уже с маленького возраста, но родители тревожились, что ему рано поститься наравне со взрослыми. И будущий преподобный Варлаам кротко, с любовью рассказывал родителям и всем взрослым о примерах святых угодников Божьих, которые с младенческого возраста отказывались в среду и пятницу от материнской груди, для того, чтобы совершать посты. И многие другие чудеса Господь совершал в избранниках Божьих, и никому из них пост с младенчества не помешал стать угодником Божьим, стать тем, кто нужен и людям, и Богу, и Церкви.

А забота родителей — это просто человеческое мудрование, потому что в мозгу, как мы считаем, находится сосредоточие всей мудрости. Это гордыня человеческая, которая нас обманывает  и, если мы ей поддадимся и начнем считать, что мои мысли самые праведные и верные, то мы полностью закрываемся от всего остального мира, который нас убеждает совершенно в противоположном. Наш опыт, наша жизнь и наши глаза показывают, что мы можем быть в чем-то правым и в чем-то неправым, в чем-то разбираться, а в чем-то — нет. В некоторых вопросах другой человек понимает лучше тебя, и ты все время ошибаешься и принимаешь неправильные решения, ты все время разочаровываешься, потому что все время очаровываешься. Ты придумываешь себе какие-то суетные мечтания, надежды и хочешь, чтобы они сбылись. А если они не сбываются, ты разочарован и в людях, и в жизни, и в Боге.

Многие люди, еще не начиная духовной жизни, уже в ней разочаровались и рассказывали, что там в церкви происходит, никогда в ней не побывав. Они показывают, что прекрасно знают жизнь священников, которую они никогда не видели, прекрасно знают жизнь верующих, которые прекрасно знают, как в церкви тяжело молиться, которые прекрасно знают, что жизнь духовная бесплодна. Им так кажется. Откуда они все это знают? Сами никогда не исповедуются, ни причащаются — откуда, от кого они все это
знают? Сатана это им рассказал: как живут священники, какая молитва легкая и какая тяжелая, какая жизнь духовная — скучная или не скучная. Понятно, что сатана рассказал им неправду, но, к сожалению, многие слушают этого беса, который говорит про мифические мерседесы священников, мифическую злобу бабушек, мифические невыразимые труды духовной жизни, ужасы, когда в среду и пятницу придется отказаться от колбасы. Сатана невыразимо ужасно рассказывает, что нужно будет читать утренние и вечерние молитвы, что это так тяжело и невыносимо для такой веселой и радостной человеческой души. А воскресная литургия — вообще что-то страшное, не стоит на нее ходить, это трудно и тяжело, это скучно.

Вот так человек, слушая беса, отказывается от святой воли Божьей, идет мимо храма, идет дальше в кабак и в блуд, пьянство и грехи. «Это хорошо будет для человеческой души, а в храме трудно и не интересно, тяжело и скучно, заставят отказаться от грехов, а ты не выживешь, если не будешь грешить, умрешь с голода. Живи пока как все, перед смертью покаешься. Как ты можешь с Богом прожить в святости?» Так говорит нечистый, чтобы человек не увидел обратное в своей жизни, не увидел лживость сатаны, чтобы человек не увидел, что без воровства, без лжи и лицемерия жить лучше. А с Богом всегда хорошо, и Бог всегда заботится о тебе — как тебя накормить, как тебя пропитать. Он всегда посылает к тебе нужных людей. Бог всегда слышит твои молитвы, потому что и ты всегда слышишь Его молитвы, и ты с Богом всегда ведешь живое общение. Ты попросил Господа – Он тебе исполнил, Он попросил тебя помочь другому человеку — и ты, конечно, согласился помочь. Это живая жизнь, это настоящая жизнь, это счастливая жизнь.

Это жизнь, в которой нет места суетным страхам — кто придет? получится или не получится? а что если? а что там с бумажками? а что там со связями? а что там с войной или миром будет? В жизни с Богом есть страх только один: «Господи, помоги мне не нагрешить, чтобы с Тобой не разлучиться! Я хорошо себе знаю два состояния в моей жизни. Одно состояние — когда я живу с Богом, когда могу ходить на воскресную литургию, исповедоваться и причащаться, и радость от этого получать, и спать совершенно спокойно, и просыпаться с хорошим чувством. Конечно, это трудно понуждать себя к чистоте душевной. Но результат стоит всех затрачиваемых усилий. И есть второе состояние — жить без Бога и клеветать, что на воскресной литургии можно оскверниться от плохого священника и от верующих, что некогда мне, что я сильно занят, и пребывать во грехах, не исповедоваться и не причащаться месяцами. Это страшное состояние». Вот поэтому есть два состояния — с Богом жить или жить без Бога.

Верующий знает: если нужно, будет война, чтобы нас смирить и привести  к покаянию, нужен мир — будет мир. И бояться нечего, потому что ты с Богом живешь, ты же вместе с Ним, ты же доверяешь Господу, и Он тебе доверяет. Он доверил тебе самое большое сокровище – твою человеческую жизнь. Он доверил тебе твою свободную волю. И чтобы человек так и не прозрел, чтобы человек не увидел, что он живет с Богом, сатана говорит: «Ты гордись, ты превозносись, ты считай себя лучшим из людей! Ты превознесись хотя бы над этим пьяницей и скажи, что ты не пьяница, что ты хороший. А вот если эта женщина заблудила — ты над ней превознесись и скажи, что ты не блудница. У тебя нет денег — а ты превознесись над богатым таким способом хитрым, скажи что они — воры, а ты честный, они украли эти деньги, а ты не украл, и поэтому ты не такой богатый как они. Ври, что каждый, кто богаче тебя, — это вор, и ни одного честного человека богаче тебя в природе быть не может, потому что ты — самый лучший, ты самый честный, ты самый предприимчивый». И когда человек принимает это вещание сатаны, появляется горделивость, и человек начинает гордиться детьми, родителями, забывая о том, что это Бог ему их дал. И так он закрывается от Бога в кокон гордыни.

Мир ему показывает обратное, что есть люди богаче и при этом честнее его. У них больше талантов, и им Бог больше дает за их добрые дела, но человеку этого слушать уже не хочется. Он не слушает истину, глас мудрости, он слушает глас сатаны. И эта гордыня в такой кокон заматывает человека, и он сидит в нем такой высохший и такой испуганный. Он боится воскресной литургии — там тяжело стоять, боится постов в среду и пятницу, и так далее. И человек верит этому. В гордыне пребывая, человек пребывает в несчастье, в безрадостности, пребывает не в святой воле Божьей, а в постоянном запугивании от сатаны.

И вот, в память преподобного Варлаама Хутынского и всех преподобных святых угодников Божьих, мы всегда читаем очень важное место в Евангелии — Нагорную проповедь. Это место, в котором Господь вошел на гору и с нее начал проповедовать людям Заповеди блаженства, что в переводе на русский язык — заповеди счастья. Блаженство, радость, счастье — это синонимы. И вот Тот, кто сотворил человеческую душу, такую как Он Сам, по образу Своему и подобию, говорит, что она будет счастливой, ваша душа, если вы исполните все это. Так Господь Бог говорит в Нагорной проповеди. А сатана говорит, что душа будет счастливой, если в среду и пятницу будете есть колбасу, если вы блудить будете, если в воскресенье в храм ходить не будете. А Бог говорит: искушает тебя сатана тем, что ты будешь счастливым, если будешь считать себя лучше других людей, умнее, добрее, способнее и своевольнее.

Но ты будешь счастливым, если исполнишь хотя бы первую заповедь: «Блажени нищие духом: яко тех есть Царствие Небесное»* (*Св.Евангелие от Матфея, глава 5, 3). Что это значит — нищета духовная? Это любая нищета, когда человек не имеет ничего. Нищий — это тот, кто смиренно просит, он знает, что не может ни заработать, ни украсть, ни еще каким-то образом пропитать себя, и он смиряется перед всеми людьми. Он никого не считает ниже себя, все — выше. У него нет ни копейки, в то время, как у кого-то есть копейка, а у кого-то две, у кого-то десять. Он просит дать ему хотя бы по копеечке, он смирился перед всеми. Таков нищий человек. Вот так и нищий духовно — это такой же человек, который пришел в духовную мудрость, живя с Богом. Он пришел, не боясь воскресной литургии и поста в среду и пятницу. Он не из тех, кто, пробоялся всю жизнь и так и не изведал, что такое любовь, что такое радость духовная, что такое молитва, и не узнал, что такое нищета духовная.

А вот тот, кто с Богом живет, как преподобный Варлаам Хутынский или Серафим Саровский, и прочие, пытаются совершать подвиги духовные, но видят, что без Бога не могут они ничего — не то, что на воскресную литургию прийти, даже спичку не поднять с земли, если Господь не даст им силу. Те, кто старается жить духовно, совершать молитвенные подвиги и посты, стяжать добродетели, видят, что ничего не могут без помощи Божьей. Слабы мы, немощны, нищие духовно, нет у нас духовных дарований и добродетелей — ни
любви, ни смирения, ни кротости, ни радости, ни воздержания, ни молитвы, ни терпения — ничего нет. И я хуже, чем все остальные люди. У кого-то хоть что-то есть — кому дал Господь молитву, кому добродетель смирения, кому-то добродетель милосердия, кротости. А у меня ничего нет, я – пустой. Смотрю в свое сердце, а там — пусто. Нет никакого ума великого, нет никакого окончательного знания, что над всеми людьми я самый умный, нет этого, я не самый честный и кто богаче меня – не значит, что он вор. Ничего нет, я пустой. Господи, дай мне хоть что-нибудь, я хуже всех людей, я грешнее всех людей и пустее, дай мне хоть что-нибудь.

Нищета духовная — это прошение со смирением у Господа, когда человек ставит себя на последнее место перед людьми. Такой человек начинает видеть, что когда он смиренно просит у Бога, не превозносясь над Ним, не превозносясь над людьми, братьями и сестрами, он всегда получает у Бога просимое. Бог Сам — смиренный, Он не превозносится, Он сотворил небо и землю и моет ноги ученикам Своим. Он служит нам и рыбу подает рыбакам в сети, а своим ученикам апостолам разрешает в субботний день растирать колосья. Он служит людям, кроткий и смиренный, любящий Отец. И кротким и смиренным, как сказал Господь в Святом Евангелии, подается благодать* (*Св.Евангелие от Матфея, глава 5, 5), а гордым противится, так как гордые превозносятся и над людьми, и над Богом и закрываются в своём коконе лжи, свитым им сатаной.

Поэтому, братья и сестры, мы должны смиряться перед Господом, перед людьми и считать себя всех ниже, никого не считать ниже себя — ни одно живое существо не считать глупее себя, не считать менее благочестивым. Всех нужно ставить лучше себя и видеть себя на самом последнем месте. Нужно видеть пустоту свою внутреннюю, которая наполняется только благодатью Святого Духа — от Бога. Вот почему мы должны прийти к смирению и кротости и к нищете духовного сознания, что ничего без Бога мы не можем. Когда наступает нищета духовная, то человек понимает, что все в мире происходит по воле Божьей, в ту самую секунду не раньше и не позже, и все премудро Господь устраивает. И человек нищий духовно не себе приписывает все события, которые происходят – мол, это я хороший, я доброе дело совершил, я помолился, я все устроил так, что выбился в начальники — и так человек лжет самому себе. А нищий духовно не боится ни потерять начальство, ни встречу пропустить важную в жизни. Он  видит, что Бог ему все делает, всем управляет, все в ведении Господа — волосинка к волосинке.

Все настолько премудро Богом сделано в жизни нашей, что человек начинает любоваться жизнью своей и наслаждаться той премудростью, с которой Бог рисует жизнь нашу и управляет ею. И каждое событие в нашей жизни человек начинает воспринимать как премудрое, начинает его расшифровывать своим маленьким пусть умом, прося Божьей помощи, начинает видеть, в чем послание Господа нашего Иисуса Христа в каждом событии нашей жизни. Мы начинаем понимать, что Господь говорит этим событием, этой встречей, этой болезнью или этой радостью, этим настроением и этим успехом в нашей жизни. И человек видит, какая гармоничная картина рисуется в его жизни, то есть приходит в Царствие Небесное, живя здесь на земле. Он видит, что Царствие Небесное уже здесь совершается, только надо очи своего сердца отмыть от грязи и ропота, от грязи возмущения и грязи гордыни, омыть от грязи уныния, от лености — что лень ходить на литургию, отмыть от страха — что в среду и в пятницу нужно держать пост. Нужно отмыть от этих страхов наши очи душевные и тогда мы увидим, что живем мы в Царствии Небесном, и рядом с нами всегда находятся Господь и Матерь Божья.

И с нами рядом преподобный Варлаам Хутынский, чью память мы сегодня празднуем, чествуем и призываем в святой молитве в ходатайстве перед Богом за нас грешных, и преподобный Сергий Радонежский, который вместе с Варлаамом Хутынским в 1521г спас Москву от татарского нашествия. Тогда в видении увидела инокиня кремлевского Вознесенского монастыря, что святители московские выносили из Кремля Владимирскую икону Божьей Матери, а преподобные Варлаам Хутынский и Сергей Радонежский припали к ногам святителей с молитвой, чтобы святыня не покинула Москву. Тогда святители развернулись и понесли Владимирскую икону обратно. По их молитве Господь помиловал Москву, и она была спасена от разорения.

И вот, если мы, братья и сестры, живем с Богом в нищете духовной, если гоним от себя суетные страхи, призываем помощь Божию и не приписываем себе ни молитвы, ни причастия, ни исповеди, никакие добрые дела, но Богу все отдаем, который подает нам благодать таковые совершать, тогда Господь каждый день совершает в нашей жизни чудеса. И каждый день эта радость приходит, каждый день мы живем в Царствии Небесном, ничего не боясь и не опасаясь, кроме грехов своих и немощи своей.

Осознаем же немощь свою, призовём помощь Божию и будем жить с этой помощью здесь и в вечности, со всеми святыми, от века Богу угодившими. Аминь!