Warning: A non-numeric value encountered in /home/host1818031/favorcrimea.ru/htdocs/www/wp-content/themes/Divi/functions.php on line 5770
+7 (978) 708-11-97 звонить после 18.00 по Московскому времени.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь!

Спаси меня, Господи! Отцы, матери, братья и сестры! Спаси, Господи, вас за ваши святые молитвы!

Сегодня Святая Православная Церковь светло празднует двунадесятый праздник, один из четырёх праздников, посвященных Пречистой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии — это праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. И в чем же главный смысл этого праздника, в чем его радость, в чем его торжество для нас с вами, православных христиан? Сегодня на Божественной литургии мы читали Евангелие от апостола и евангелиста Луки, в котором был следующий рассказ. Родственница Матери Божией, будущая мать Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, праведная Елисавета, как мы с вами знаем из евангельского повествования, всю жизнь прожила без детей, и достигла уже преклонного возраста, старости, и была от людей израильских названа бесплодной* (*Св.Евангелие от Луки, глава 1, 5-7).

Ну кто уже в старости может родить ребёнка? Так могут думать только люди далекие от Бога. Иначе думает тот, кто к Богу близко, кто открывает Богу свое сердце, кто живёт по заповеди Божией, кто живет с Богом. И такой человек знает, что у Бога нет ничего невозможного. Бог нарушает «естества чин»*, если это нужно для нашего личного спасения и жизни вечной и для прославления Славы Божьей и Любви Божьей (*Великий покаянный Канон прп. Андрея Критского. Вторник первой седмицы Великого поста. Песнь 4). И тем не менее, Захария и Елисавета веровали и молились. Они молились, чтобы Господь послал им ребёнка. И когда уже человек полностью признает свою немощь, когда человек поймёт свою нищету духовную, когда он поймёт, что без Бога не может сделать или получить то, что хочет, тогда он со смирением обратится к Богу за помощью, и Бог ему помогает. Как говорят святые угодники Божии: «Сила Божия в немощи совершается»* (*2е Послание к Коринфянам Святого апостола Павла, глава 12, 9-10).

Когда мы чего-то просим от Бога, и Бог не исполняет, — это не значит, что Бог не слышит или не хочет исполнить. Это значит, что мы в гордыни пребываем, когда просим Бога, и не просим, а требуем повелительно: «Вот Тебе, Боже, свечка! На Тебе Причастие! На Тебе исповедь! А теперь давай, исполни быстро мне вот то и другое… Так, полчаса прошло, и Ты не исполнил?!! Целый день прошёл, и Ты не исполнил?!! Что это такое?!! Не слушает меня Бог!» Вот когда человек в таком стиле общается с Богом, конечно же, он общается не с Царем Царей и не с Отцом своим, а он общается, с кем-то то другим, наверное, с каким-то рабом своим, или с волшебной палочкой общается, которая обязана выполнять все его прихоти. Неизвестно, с кем он общается, но только не с Богом. А вот когда человек действительно попробует своими силами и молиться, и поститься, и бороться со грехом, и достигать в жизни чего-то доброго, он вдруг увидит, что ничего этого не может, и падает, и падает, и падает, и падает. И видит человек, что гордыня отлучает его от Бога, когда он говорит, что, мол, сам будет молиться, сам достигнет святости. И эта гордыня опять его бросает в грязь, опять его, как и всех нас, вводит в падение духовное. И когда человек действительно от всего сердца, искренне приобретёт нищету духовную и поймёт, что без Бога ничего не может. Как говорил Сам Господь, «без Мене не можете творити ничесоже»* (*Св.Евангелие от Иоанна, глава 15, 5). И смиренно, не так, как «вот сейчас подай, не исполнил за день – так, значит, не слышит», или вообще «Бога нет», как некоторые кощунствуют. А вот говорит он смиренно и кротко: «Господи, ничего без тебя не могу! Верю, вижу, знаю это, Господи! Помоги мне, если ты хочешь!»

Ведь Бог тоже есть свободная личность, как и человек. Ведь мы делаем часто то, что хотим, а то, что не хотим, то мы не делаем. Точно также и воля Божия — Бог может хотеть сотворить что-то в нашей жизни, а может не хотеть. И когда человек кротко и смиренно просит у Бога от всего сердца, сокрушаясь во грехе и признавая свою немощь во смирении духовном, Бог тогда действительно помогает людям совершать великие чудеса. Смиренным Бог помогает, дает благодать, а гордым — противится. И вот, действительно, эти угодники Божии — Захария и Елисавета, достигли в старости такого же смирения, смирившись с тем, что израильский народ над ними смеялся, осуждал за якобы их греховность. А у людей же часто все слишком просто бывает, потому что человеческий ум ограничен. Если у человека какие-то скорби, то человек далёкий от Бога думает – значит, Бог его наказал. У меня какие то болезни и скорби – значит, Бог меня наказал. Но Бог не наказывает нас за наши грехи, потому что у нас столько грехов, что нет таких наказаний. В нашей жизни не хватит таких наказаний, чтобы по справедливости наказать нас за наши грехи. Грехов наших — миллионы. Но когда у человека скорби — это значит, что к нему пришел Господь, чтобы человек через эти скорби стал терпеливее, стал мудрее, стал смиреннее. Господь надеется, что человек через скорби более увидит нищету свою, более научится сострадать ближнему своему, ибо когда мы благоденствуем — мы забываем о скорбях ближнего своего, мы черствеем, мы уподобляемся зверям, а не людям и не Богу. А вот когда мы страждем, когда мы болезнуем, когда нам плохо, именно тогда мы прославляем Бога и помогаем ближним нашим и смиряемся и становимся добрее и человечнее.

Не соразмерить суд Божий и суд человеческий. Суд человеческий — короткий, примитивный и ограниченный: нет детей — значит, наказал Бог. Так думали про Захарию и Елисавету. Так думали про родителей Пресвятой Богородицы — Богоотец Иоакима и Анну — ведь у них тоже не было детей. Нет детей — значит, наказал Бог. Так думали про Авраама и Сару, у которых долго не было детей. Нет детей — значит наказал их Бог. Не зная о том, что это были одни из самых знаменитых и святых людей всей человеческой истории. И вот Захария и Елисавета молились, смирялись пред Богом, принимая всё как есть в их жизни как святую волю Божию. Мы не знаем, что нам нужно. Если нужно иметь детей — значит, даст нам Бог; если не нужно детей — не даст нам Бог. Что нам нужно — то нам Господь и подает в нашей жизни, ибо лучше знает, что нужно нам. И Захария и Елисавета смирились перед Богом, не роптали, не возмущались, и Господь послал им ребёнка. Елисавета стала плодоносящей и таилась пять месяцев, никому не говоря обо этом. Вот такая радость, такое чудо! Не верила, наверное, этому чуду, боялась, чтобы ничего не случилось, чтобы родился ребенок, боялась кому-то разгласить обо этом. И вот в сегодняшнем Евангелии говорится, что через 5-6 месяцев, когда плодоносила Елисавета, родственница Пресвятой Богородицы, произошло чудо.

Архангел Гавриил, Ангел-хранитель Пресвятой Богородицы, явился Пречистой Деве Марии и сказал ей такие слова: «Радуйся, Благодатная, Господь с тобою!» И смутилась будущая Матерь Божия Пречистая Дева Мария, не зная, что обозначает это приветствие и кто это явился перед ней. И Архангел Гавриил говорит ей, что она обрела благодать перед Богом за смирение. Матерь Божия — смиренная, терпеливая, кроткая, милостивая. И вот за все эти добродетели, за все свое служение Богу, ведь она с детства была в храме Соломонове, с детства служила Господу, Матерь Божия обрела благодать перед Богом. Архангел Гавриил благовестил Марии: «И родится от тебе Сын, который будет велик перед Богом, и наречешь имя ему Иисус, и этот Сын Твой воцарится в дому Давида, в доме Иаковле. Его же Царствию не будет конца»* (Св.Евангелие от Луки, глава 1, 26-33). И Матерь Божия спрашивает: «А как же это может произойти, если я мужа не знаю, ещё не вступила в брак, и никакого не было супружеского соития?» И тогда архангел Гавриил говорит, что «сила Божия найдёт на тя и Дух Святой осенит тя», и «не изнеможет у Бога всяк глагол»* (Св.Евангелие от Луки, глава 1, 35-37) И Матерь Божия кротко, смиренно приняла волю Божью.

Она поступила не так, как Захария, который поначалу противился благовествованию Божьему. Однажды явился Захарии Ангел Господень в алтаре и сказал ему, что вот, у тебя родится сын. А он начал прекословить и сомневаться, и говорит: «Ну как же так, я же ведь в возрасте уже, уже стар есть! Почему я узнаю, что правда то, что ты мне говоришь?» Тогда Ангел сказал ему: «Будешь нем до того момента, как это не произойдет, пока не родится у тебя сын и наречешь имя ему Иоанн». И так и произошло* (*Св.Евангелие от Луки, глава 1, 8-25). А вот Матерь Божия, более короткая, более смиренная, более послушная воле Божией, сказала Архангелу Гавриилу, «да будет мне по глаголу твоему»* (*Св.Евангелие от Луки, глава 1, 38). И приняла она это благовествование c миром.

И вот, братья и сестры, в чем же главный смысл cегодняшнего евангельского события, этого чудного благовествования Пресвятой Богородицы и рассказа о том, что престарелые Захария и Елисавета тоже родили сына Иоанна в своей старости, будучи праведными? Сегодняшние наши события говорят о том, что Господь – Тот, кто сотворил этот мир и сотворил физические законы. Только Господу это под силу. Не сами себя законы физические сотворили, не сама по себе возникли сила тяготения, или свет звёзд, или приливы и отливы моря, или день и ночь. Все это сотворил Господь для того, чтобы нам было комфортно жить на земле, для того чтобы мы совершали путь своего спасения. И вот Господь, который сотворил эти физические законы, может и Сам нарушать эти же самые физические законы по воле Своей. Господь дал нам разум, Господь дал нам тело, Господь дал нам продолжение рода нашего для того, чтобы умножалось человеческое племя на земле, для того, чтобы умножались люди, которые идут в Царствие Небесное. Но когда надо было, чтобы пришёл Cын Божий, Господь нарушил естества чин, и от Матери Божией родился Сын Божий наитием Святого Духа без мужеского семени. И вот, братья и сестры, точно так же человек, который в своей жизни подражает смирением Богу, подражает смирением Матери Божией, подражает смирением святым, в своей жизни видит тоже очень много, как Господь нарушает ради спасения человеческого Им же установленный порядок вещей. Человек видит многие чудеса в своей жизни, многую помощь Божию, видит великую силу Божию, что действительно не изнеможет никакой глагол Божий, никакая сила Божия не изнеможет — Господь все преодолевает.

Человек, который живёт с Богом, человек, который слушает Слово Божие, исполняет Его Святую волю, видит самое главное чудо в своей жизни. Конечно, чудо, если, к примеру, бросить камень в небо, и он, нарушая законы притяжения, вдруг не возвратится на землю и не упадёт на неё, притягиваясь силой притяжения, а улетит в космос. Это будет чудо. Конечно же, чудо, когда человек встанет вдруг на воду и помолится и по водам этим пройдет как по суху, преодолевая закон земного притяжения. Или, к примеру, чудо из жития святого Сергия Радонежского. Преподобному несли младенца, отрока болящего, но не успели донести, и ребёнок умер на руках отца. И тогда преподобный Сергий припал на колени перед иконой Святой Троицы и молился Господу, и Господь воскресил отрока. По молитвам многих святых угодников Господь делает это чудо.

Но самое великое чудо, братья и сестры, которые видит в жизни своей верующий человек – это чудо своего духовного преображения. Сперва у человека состояние бывает такое: «У меня Бог в душе, и мне этого достаточно. Я живу вот так, и мне хорошо». И через некоторое время чудо великое происходит в жизни человека, и все его ценности переоцениваются, и вдруг в жизни его становится главным не деньги, не карьера, не слава, не почести, не удовольствия, и вдруг в его жизни становится главным отречение самого себя. Это вот живёт, например, закоренелый эгоист, который думает только о самом себе, который тиранит своих ближних, ссорится, скандалит, ругается, раздражается вечно, что они не исполняют его волю, вечно всех осуждает, считая всех ниже самого себя, вечно со всеми спорит, доказывает свою правоту. Живет человек, и все время просчитывает свою жизнь и шага лишнего не сделает без мзды, без корыстолюбия, который всё время просчитывает, как ему будет выгодно: «Этому человеку помогу — выгодно, потому что от него можно получить воздаяние обратно. Этому не помогу – это какой-то нищий человек, безродный, власти не имущий. Чего ему помогать? Он же всё равно не воздаст мне ничем. Этому человеку помогу, потому что он прославит и похвалит меня. Меня будут прославлять люди, и мне будет приятно, что меня будут тщеславить и похвалять». И вот такой человек — горделивый, эгоистичный, который тоскливо живёт в своей закрытой башне собственного эгоизма, гордыни, вдруг меняется. Эта башня у него разваливается, и он начинает видеть мир Божий, красоту Божьего мира, великую Любовь Божию. И вдруг для него счастьем, радостью и смыслом бытия становится — не просчитывать свои выгоды и не экономить свое время для самого себя, а служить Богу и людям. Если раньше было: «А, не помогу Церкви — это же надо трудиться, а денег никто не даст и не прославит. А, не помогу кому-то…» А потом человек вдруг понимает, что счастье его именно в том, чтобы помогать, служить Богу, людям, Церкви. И лучше всего, когда за это даже денег не дадут. Вот в этом счастье, в этом радость и в этом спасение. Это ли не чудо?

Это есть чудо — большее, чем хождение по водам и воскрешение мертвых. Преодоление своей гнусной греховной человеческой сущности, себялюбивой, эгоистичной. Это ли не чудо, когда человек ещё вчера на предложение почитать хотя бы одну молитву «Отче наш» находил миллионы отговорок. Сразу же у него появлялся фонтан красноречия: рассказ о том, какие плохие священники, какие плохие верующие, какой он занятой человек, что даже «Отче наш» прочитать не может, как неправ тот или иной человек, который ходит в церковь, или ещё какие-то причины, отговорки. У человека, который утверждал, что он «Отче наш» не может прочитать, мол, тяжело ему, и не может он в таком рабстве находиться, вдруг иссякал фонтан красноречия, и этот человек становился пламенным верующим и бесконечно читал молитвы, молился, потому что счастьем для него вдруг становился разговор с Богом. И выше этого счастья нет.

Есть, например, человек, который живёт в мире и свято убеждён, свято верит в то, что в нём нет никаких грехов. Он считает себя равным чуть ли не Богу, потому что только Бог есть без греха. И вот человек, который так живет и абсолютно не видит своих грехов, вдруг начинает видеть их множество. И счастье его и смысл бытия — это каяться, очищать свою душу от грехов, чтобы действительно душа была чистая, светлая, чтобы действительно снимать эти греховные бремена, которые мы на себя нагрузили. Это ли не чудо? Действительно, это великое чудо. Таково и преодоление природы естества человеческого, которая точно также непреложна, как и физические законы тяготения и прочее. Наше естество поврежденное, наше естество греховное, наше естество эгоистичное. И вот только здесь в храме, только здесь, если мы дозволим Господу зажечь огонь веры в нашем сердце, мы сможем эти законы непреложные нашей повреждённости естества человеческого преодолеть. Только здесь в храме, если мы будем исповедоваться и причащаться Пречистого Тела и Крови Христовой участвовать в Божественной Литургии, мы действительно войдём в иное измерение, в иное бытие – в измерение и бытие любви Божией, в измерение и бытие вечной жизни со всеми святыми. Наша вера, наше участие в церковных Таинствах – это чудо большее, чем хождение по водам, чем преодоление земного притяжения камня, брошенного с земли и летящего во вселенную.

И вот, братья и сестры, хотя мы и находимся в храме, конечно же, в нашей жизни происходит иногда так, что сердца и умы наши затмеваются нашими житейскими делами. Очень часто мы начинаем возмущаться, роптать, искать себе отговорки, чтобы не ходить в храм, не причащаться, тягостно становится молиться, тягостно становится делать добрые дела. Мы выкраиваем самое негодное время своей жизни, самые негодные вещи, самые негодные силы для того, чтобы отдавать их в Церковь, всё меньше, и меньше, и меньше. Но это значит, что мы опять отходим от Бога и опять погружаемся в свое человеческое естество. И вслед за этим всегда приходит тоска, всегда за этим приходит уныние, гнев, раздражение, гордыня. Все в жизни начинает разваливаться, рассыпаться, падать из рук. Это значит, что мы перестаем ходить по водам вместе с Богом, перестаем летать «по воздуху» на крыльях молитвы, любви и веры, опять остановимся на четвереньки и уподобляемся персным существам — земным, животоподобным, которые живут по законам своего человеческого естества, а не по законам Божьим. И что мы с вами должны сделать в такие моменты? Вернуться в церковь, вернуться в храм Божий.

Если тяжело вернуться в храм, если не можем найти эту дорогу, забыли эту дорогу в храм, если сатана засорил ее сорняками наших проблем и будних дел, давайте воззовем Матери Божией и скажем ей: «Радуйся, Благодатная, Господь с тобою! Благословенна ты в женах, и благословен плод чрева твоего, яко Спаса родила еси душ наших». Матерь Божия, помоги, походатайствуй, чтобы я вернулся в Святую Церковь, вернулся ко Святому Причащению, почаще исповедовался, почаще причащался, почаще молился на Божественной литургии. В этом моё счастье, в этом моя радость, в этом преодоление законов дебелого моего, греховного, слабого, немощного человеческого естества. В этом моё счастье: в Причастии, в исповеди, в молитве, в Божественной литургии в святом храме. В этом счастье мое: в хождении по водам вместе со Господом — по Галилейскому морю и по морю моему житейскому. Хожу по водам, а не по дну ползаю. Помоги мне, Матерь Божия, со всеми святыми от века Богу угодившими, чтобы я не отступал от духовной жизни, чтобы я c кротостью и смирением принимал все, что в жизни бывает моей кроме греха, все что в жизни моей есть — от Бога происходящее, воздействующее на мою душу. Помоги мне, Матерь Божия, чтобы сокровищем моим были не деньги, не слава, не карьера и не удовольствия, но сокровищами бы моими были молитва, исповедь, Причастие, Божественная литургия и жизнь с Богом по святым его светлым заповедям, благотворительность и добродетельство всякое по воле Божией и жизнь вечная здесь и в Вечности со всеми святыми, от века Богу угодившими. Аминь!