Паломническая программа представляет собой инновационный проект духовно-психологического и физического оздоровления в контексте триединства духа, души и тела (концепция Святителя Луки Крымского).
“Для смиренной души русского простолюдина, измученной трудом и горем, а главное, всегдашнею несправедливостью и всегдашним грехом, как своим, так и мировым, нет сильнее потребности и утешения, как обрести святыню или святого, пасть пред ним и поклониться ему. Если у нас грех, неправда и искушение, то всё равно есть на земле там-то, где-то Святой и Высший; у Того зато правда, Тот зато знает правду; значит, не умирает она на земле, а, стало быть, когда-нибудь и к нам перейдет и воцарится по всей земле, как обещано”.
Ф.М.Достоевский
Паломничество, как одно древнейших проявлений богопочитания, существовало во всех вероисповеданиях, у всех народов, во всех странах, во всех религиях. Но только в Православии паломничество связано, как правило, с напряженной духовной работой, а иногда и с физической — такие паломники называются трудниками.
Если взглянуть на «среднестатистическую» паломническую группу, если расспросить ее членов, с какой целью каждый из них отправляется в путешествие, можно выявить несколько категорий участников.
Начнем с людей воцерковленных. Такой человек воспринимает посещение святых мест как часть пути своего духовного и телесного спасения. Есть люди, которые идут или едут поклониться любимому святому или дорогой сердцу святыне. Есть и такие, которые желают именно пройти определенные испытания, сопряженные порой даже с опасностью для жизни(к примеру, на Соловецких островах), они говорят о том, что для спасения души им нужно выходить в неизвестный, часто трудный путь, хотя в храме «через дорогу» тоже можно помолиться и приобщиться Святых Христовых Таин (а это самое главное для православного христианина) — ведь первым христианам и в том числе первым паломникам было в тысячи раз труднее! А еще — человек – это единство духа, души и тела. И есть чувство, что телу тоже нужно физическое прикосновение к святыне, что оно, как и дух, освящается при посещении святых мест, и с человеческой души снимается гнёт тяжёлых эмоциональных переживаний.
Неофит, новоначальный христианин, подобен школьнику младших классов или первокурснику, ему интересно все — исторические события, связанные с посещаемыми святынями, житийные подробности, он часто расспрашивает о чудесах и исцелениях, ищет людей, которые были свидетелями подобных событий.
Есть люди, которые ездят в паломничество за «силой и энергией», в их речи часто слышишь — «сильная икона», «эта могила работает», «энергетика этого храма»… Они входчт в храм и, порой не стесняясь, становятся перед иконами и протягивают к ним ладони, чтобы «впитать энергию», или долго целенаправленно стоят под куполом, где «больше благодати». Дело здесь в том, что человек тоже наслышан о чудесах и исцелениях, но глубинного смысла этих событий не понимает. Таким приходится пояснять, что храм или монастырь — не «место силы», такой взгляд на Православие надуман и узок. Икона или могила старца не «работает» сама по себе, и вообще «работать» не может, это мы должны работать Господу, с верой и доверием к нему. Самая сложная задача — конечно — у сопровождающего группу священнослужителя или миссионера. Ведь в группе может оказаться несколько человек со взглядами подобного характера, и это вызовет у других участников смущение.
Ездят в паломничества и люди неверующие, но попавшие в некую сложную жизненную ситуацию, готовые поверить в Бога, если Он решит их личные проблемы. Еще одна категория паломников — это люди, которые собственно паломниками не являются, а пускаются в путь ради самого путешествия, чтобы увидеть исторические и просто красивые места, а еще — просто пообщаться с хорошей группой, найти близких людей.. Для них паломничество немногим отличается от экскурсии.
Иногда сами паломники берут в поездку родных и близких, надеясь через красоту Божьего мира приобщить их к красоте духовной, но такие поступки достаточно часто вызывают обратную реакцию (хотя есть и положительные результаты).
Таким образом, мы видим, что подобные поездки привлекают самых разных людей и по самым разным причинам. И здесь перед руководством поездки встает интересная и очень важная задача — как привлечь, как повернуть к Господу лицом тех, кто до сих пор упрямо смотрит «не в ту сторону», как помочь им извлечь из паломничества истинную пользу для душевного и телесного здравия.
Как же готовить паломническую группу?
Чаще всего такие группы собираются по объявлениям, по спискам в интернете, по телефонным звонкам. То есть, на место отъезда часто приходят люди, которые никогда друг друга не видели, или несколько малочисленных групп людей, знакомых между собой внутри своих микроколлективов. Для руководства такой состав представляет собою немалую сложность.
Конечно, такие группы есть и будут, но все же имеет смысл обратить внимание на несомненное достоинство предварительного формирования групп. Особый смысл есть в предварительных встречах участников, когда можно договориться о том, кто из группы за что может отвечать, но самое главное – вдохновить паломников на предстоящую духовную работу.
Отдавая предпочтение формированию группы заранее, предполагая приезд паломников на многодневный отдых на море, мы открываем новые возможности паломничества — например, проведение целевых поездок. Молитва о мире, молитва о даровании супруга или супруги, молитва о чадородии, молитва о упокоении умерших близких… вот только небольшое число вариантов целей. Люди собираются в группу, уже объединенные неким общим стремлением, и тогда поездка превращается в единое протяженное во времени молитвословие и духовное делание..
И еще — есть у паломнических поездок, как у любого дела, «последействие». Конечно, каждая такая поездка оставляет неизгладимый след в душе каждого участника. Это — самое важное. Но многое со временем забывается, стирается. Группа возвратилась благополучно, отслужили благодарственный молебен, люди расходятся, у каждого своя жизнь. Вполне возможно, что как результат паломничества возникают товарищеские или даже дружеские связи, почти несомненно завязывается переписка, публикуются в интернете фото, иногда пишутся воспоминания. Это немало, но все это происходит, как правило, только внутри группы. «Круги на воде» невелики. А как было бы хорошо, если бы воспоминания о поездке и выводы, сделанные по возвращении, стали достоянием возможно большего количества других людей, не членов группы!
У каждого человека есть какой-то талант. Кто-то снимет видео. Кто-то напишет стихи или песню. Кто-то сделает презентацию. А можно собрать желающих людей из группы и устроить на приходе рассказ о поездке, о том, что произошло в пути. И, быть может, прочитав или посмотрев, или побывав на встрече, новые люди тоже пожелают отправиться в душеполезное путешествие.